80 лет назад прорвали блокаду Ленинграда

80 лет назад прорвали блокаду Ленинграда

80 лет назад, в ночь на 18 января 1943 г., в эфире радиопрограммы «Последний час» прозвучали слова: «Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы знаем – нам ещё многое надо пережить, многое выдержать. Мы выдержим всё. Мы – ленин­градцы!» Произнесла их поэтесса Ольга Берггольц.
Начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский писал жене: «Сейчас ночь, но радио не умолкает. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов…» В Ленинграде, где до войны проживало более 3 млн человек, к тому моменту оставалось около 800 тыс. Голодные, больные, измождённые, но не сдавшиеся. И не сдавшие свой город. 

«Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают». Так знаменитый русский художник Иван Билибин ответил на предложение эвакуироваться из блокадного Ленинграда. Он умер от истощения 7 февраля 1942 г. Но до конца жизни продолжал работать над иллюстрациями к былине «Дюк Степанович».
В апреле 1942 г. возобновила работу типография № 2 им. Евгении Соколовой. Одним из первых заказов стала книга Николая Островского «Как закалялась сталь». Электричество тогда бесперебойно давали только типографиям, которые печатали газеты: прессу приравняли к выпуску боеприпасов и выпечке хлеба. Поэтому печатную машину для издания романа Островского приводили в движение руками – так отпечатали 10 тыс. экземпляров. Тираж разошёлся в момент – книжный голод был для ленинградцев почти столь же тяжек, как и физический. За книги отдавали самое драгоценное – когда 24 января 1943 г. в продажу поступила книга Ольги Берггольц «Ленинградская поэма», на всех тиража не хватило, издание ушло на чёрный рынок. «Её покупали за хлеб, от 200 до 300 г за книгу. Выше этой цены для меня нет и не будет», – писала поэтесса.
«Говорят, что люди варят студень из столярного клея и едят, варят кожаные ремни. Но этого у нас не было, а вот баночка скипидарной мази оказалась, – писала в дневнике 1942 г. балерина Наталья Сахновская. – Я выложила её на сковородку и выпаривала неделю, скипидар улетучился, и остался чистый свиной жир. Мы его съели…» А чуть позже она даже порадовалась своему истощению: «Всего несколько движений, а мы уже почти выбились из сил. К счасть­ю, я была в «наилегчайшем весе», и Роберт с трудом, но мог поднимать меня. Скорее бы конец, только бы дотянуть… Но радость – аплодисменты! Мы нужны людям». За билет в театр ленинградцы были готовы отдать дневную норму хлеба – в 1942 г. она составляла 500 г для рабочего и 300 г для детей и иждивенцев.
«Мы запомнили 9 августа навсегда. Мы всё слышали тогда. И поняли, что проиграем войну. Мы ощутили силу, способную преодолеть голод, страх и даже саму смерть» – это слова двух немецких туристов, приехавших в Ленинград спустя много лет после войны и блокады. Адресованы они были дирижёру Карлу Элиасбергу, под чьим управлением 9 августа 1942 г. состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Трансляция велась по радио и уличным громкоговорителям. Линия фронта проходила по южным окраинам Ленин­града, так что симфонию слышали многие солдаты вермахта на передовой. Правда, немногим из них довелось вернуться в фатерланд. Но те, которым повезло, навсегда запомнили, что такое сила человеческого духа.
Факты
К началу блокады в Ленинграде проживали 2 млн 450 тыс. человек. На моментл полного снятия блокады в январе 1944 г. осталось 558 тыс. Количество погибших непосредственно в городе – 1 млн 52 тыс.
Блокаду обеспечивали войска вермахта и Финляндии. В состав вермахта входила ­«Голубая дивизия» – 250-я дивизия испанских добровольцев, легионы, укомплектованные из норвежцев, голландцев и бельгийцев, а также эстон­ские и латышские полицейские батальоны. А в помощь финнам, действовавшим на Ладожском озере, были направлены итальянцы. 

 

По материалам АО "Аргументы и Факты"

Купить билеты onlineВерсия для слабовидящихОнлайн-проектыОценка качества услуг